В автомобиле, как и в человеческом организме, важны все системы и агрегаты. От их работоспособности зависит и работа самого автомобиля. Если владелец авто не знает, из чего состоит его «железный друг», то и вовремя понять, что что-то произошло, он не сможет. В данной статье, мы разберёмся с тем, что такое сцепление, которое выполняет важную роль в устройстве автомобиля.
Что такое сцепление?
Сцепление – механизм, входящий в состав трансмиссии, его работа основывается на действии силы трения скольжения, а создан он был для передачи крутящего момента. Сцепление необходимо, чтобы включить или, наоборот, отключить соединение коробки передач с двигателем машины. Изобретение данного механизма приписывают Карлу Бенцу, который, как известно, был гениальным инженером и запатентовал самый первый автомобиль.
Если вы знакомы с устройством автомобилей, то наверняка знаете, что для переключения шестерён коробки передач, а также во время торможения машины требуется произвести временное разобщение силовой передачи авто с коленчатым валом двигателя. Именно это и осуществляет сцепление. К тому же с помощью сцепления авто плавно, без всяких рывков, трогается с места.
Чётко понимать, что такое сцепление и для чего оно необходимо, недостаточно для того, чтобы понять, не вышло ли что-то из строя – для этого важно знать устройство сцепления. Сцепление состоит из, собственно, механизма сцепления, а также привода.
Для начала разберёмся с термином «привод». Что это такое? Зачем нужен привод? Все агрегаты, приборы и механизмы надёжно прикрепляются к кузову автомобиля, из-за чего с тем, чтобы передать усилие, к примеру, от самого водителя к одному из механизмов машины, могут возникнуть сложности. Водитель не может выйти из салона, чтобы самостоятельно произвести необходимое для передачи усилия действие. Для того и нужен привод механизма. Представьте: вы не можете встать со своего кресла или дивана, однако периодически требуется открывать и закрывать дверь, и для этого вы используете палку, один конец которой прикреплён к вашей руке, а другой – к ручке двери. В этом случае описанная палка как раз и будет приводом, передающим усилие на расстоянии. В автомобилях почти у каждого механизма есть привод, который и приводит данный механизм в действие, при этом он может состоять из многочисленных узлов и деталей, кроме того, приводы бывают механическими, гидравлическими и другими.
Ну а механизм сцепления – это устройство, где и передаётся крутящий момент за счёт работы сил трения. Именно с помощью механизма сцепления осуществляется временное разъединение коробки передач и двигателя, после чего происходит их плавное соединение. Его элементы заключаются в картер сцепления, а тот, в свою очередь, прикрепляется к картеру двигателя.
Чтобы в полной мере понять, что такое сцепление, необходимо точно знать, из чего состоит сам механизм сцепления. В него входит: картер и кожуха, ведущий диск, нажимной диск с пружинами и ведомым диском.
Ведомый диск, обладающий специальными износостойкими накладками, связан с первичным валом коробки передач, при этом он постоянно находится в положении прижимания по отношению к маховику посредством нажимного диска. Маховик, нажимной и ведомый диски вращаются как единое целое благодаря огромной силе трения, однако происходит только тогда, когда водитель не прикасается к педали сцепления.