Одним из важнейших условий нормальной работы подшипника является правильная смазка, включающая в себя как правильный выбор марки смазочного материала, так и правильное его применение. Недостаток смазки или неправильно выбранный смазочный материал неизбежно приводят к преждевременному износу подшипников, к сокращению сроков их службы. Смазка определяет долговечность подшипников не в меньшей мере, чем материал его деталей. Особенно возросла роль смазки с повышением напряженности работы узлов трения, с повышением скоростей, нагрузок, а самое главное, температур- наиболее важного из факторов, обусловливающих долговечность смазки в подшипнике.
Правильный выбор смазки важен и в отношении энергетических потерь на преодоление сопротивления от внутреннего трения в самой смазке. Поэтому при конструировании нового подшипникового узла конструктору необходимо продуманно выбирать вид и марку смазочного материала, так же как выбор материала узла.
Смазка в подшипниках качения выполняет в основном следующие функции:
а) уменьшает трение скольжения, возникающее между телами качения и сепаратором, а также между бортами колец и торцами роликов;
б) уменьшает трение скольжения между поверхностями качения, возникающее вследствие их упругой деформации под действием нагрузки при работе подшипников;
в) образует между рабочими поверхностями разъединяющую их масляную пленку, которая смягчает удары тел качения о кольца и о сепаратор, увеличивая этим долговечность подшипника и снижая шум при его работе;
г) способствует равномерному распределению тепла, выделяющемуся при работе подшипника в результате трения его элементов, по всему подшипнику и предотвращает этим развитие высокой температуры внутри подшипника;
д) служит в качестве охлаждающей среды, когда подшипник работает при высокой окружающей температуре или при тяжелом режиме, сопровождаемом выделением большого количества тепла;
е) защищает подшипник от коррозии;
ж) препятствует проникновению в подшипник загрязнений из окружающей среды
Для смазки подшипников качения применяют в основном два вида смазочных материалов: жидкие — смазочные масла и мазеобразные—консистентные смазки, обычно называемые смазками. Каждый из этих видов смазочных материалов имеет свои преимущества, недостатки и условия, ограничивающие их применение.
Выбор смазочного материала того или иного вида зависит от условий работы подшипника и механизма в целом и должен производиться с учетом:
-конструкции подшипникового узла, типоразмера подшипника и режима его работы (скорость, нагрузка, температура);
-условий окружающей среды, в которой работает подшипник (температура, влажность, наличие агрессивных веществ и др.);
-специальных требований, которым должны удовлетворять подшипники (в отношении момента трения, длительной работы без смены смазки, ограничения температуры и др.).
При этом следует исходить из того, что смазочные масла являются лучшей смазкой подшипников качения, вследствие чего во всех случаях, где это возможно и удобно, следует применять смазочные масла.
Существенным преимуществом смазочных масел перед консистентными смазками является то, что они легче проникают к поверхностям трения, чем значительно снижают опасность наступления смазочного голодания, которое может при применении консистентных смазок наступить даже при наличии смазки в узле. Кроме того, применяя проточную или циркуляционную смазку, маслом удается отводить от подшипника образующееся при его работе тепло и уносить из него продукты износа.
Несмотря на это, на практике всегда стараются по возможности применять консистентные смазки, так как техника их применения проще и уход за подшипниками менее трудоемок. Эти, а также и другие преимущества консистентных смазок настолько значительны, что позволяют пренебречь износом подшипников, который при применении консистентных смазок выше, чем при работе с маслами, вследствие того, что в маслах происходит оседание абразивных частиц.